В последнее время Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)  является одной из наиболее популярных тем для публикаций. В различных источниках можно найти достаточно информации, чтобы понять что представляет этот международно-правовой орган. Но это теоретическая информация.

Общение с Европейским судом происходит в несколько этапов.

Жалоба заявителя поступает в Секретариат Европейского суда по правам человека. Юристы Секретариата анализируют жалобу и готовят все необходимые материалы. Комитет из 3 судей принимает Единогласное решение о неприемлемости или жалоба передается на рассмотрение в Палату.

Палата состоит из 7 судей, дает ответы на вопросы ЕСПЧ, обменивается возражениями между Правительством и заявителем по вопросу приемлемости и по существу — выносит решение по вопросу о приемлемости; дает ответы на вопросы ЕСПЧ по существу – выносит постановление по существу.

Большая палата состоит из 17 судей, имеет апелляционные полномочия (в течение трех месяцев с момента вынесения постановления Палатой стороны могут обратиться с апелляцией в Большую Палату, решение об этом принимает коллегия из пяти судей); рассмотрение дел между государствами; рассмотрение дел в случае вынесения решений, противоречащих предыдущей практике суда. Палата может передать дело на рассмотрение Большой Палаты, если есть основания полагать, что практика ЕСПЧ может поменяться в случае вынесения постановления. И далее Комитет министров Совета Европы и исполнение решений ЕСПЧ.

Подготовка жалобы.

Первым шагом является юридическая консультация адвоката. Что касается оформления отношений представительства, то у этого суда существует собственная форма доверенности, отличительной чертой которой является наличие подписи представителя, удостоверяющей тот факт, что он принимает на себя обязательства по ведению дела.

Во время юридической консультации важно точно выяснить фактические обстоятельства дела, постараться определить относимые и неотносимые факты, а также проверить, может ли заявитель подтвердить документально каждый из тех фактов, на которые ссылается.

В том случае, если фактические обстоятельства скорее всего не относятся к сфере интересов Европейского суда, адвокат предупредит об этом клиента и объяснит, почему жалоба не будет рассмотрена в Европейском суде по правам человека. Если клиент продолжает настаивать на подготовке и подаче жалобы, скорее всего ему дадут общие рекомендации к оформлению жалобы.

Если фактические обстоятельства заявителя таковы, что адвокат может оценить их как потенциальное нарушение, то адвокат вместе с клиентом подберет доказательства. По практике юридической консультации, Европейский суд считает доказательствами любые документы, медицинские справки, экспертные заключения, судебные решения, фотографии, видеозаписи, иными словами, любые свидетельства того, что клиент говорит правду. Адвокат предупредит о том, что целесообразно заверять такие показания у нотариуса. Это необходимо не столько для Европейского суда по правам человека, сколько для представителя Российской Федерации в Европейском суде, который скорее всего поставит под сомнение такое доказательство. В ходе адвокатской консультации адвокат выяснит вопросы приемлемости жалобы. Правила приемлемости представляют собой определенный набор условий, при наличии которых жалоба будет рассмотрена Европейским судом по существу. Среди критериев приемлемости некоторые являются сугубо формальными, например шестимесячный срок, который отсчитывается от даты окончательного судебного решения, а именно кассационного определения. Адвокат предупреждает о том, что этот срок является пресекательным, т.е. пропуск этого срока является абсолютным основанием для отклонения жалобы как неприемлемой.

Порядок рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека:

— обязанность доказать нарушение прав заявителя лежит на заявителе;

— длительность рассмотрения, которая составляет в среднем пять лет;

— процентное соотношение неприемлемых и приемлемых жалоб;

— необходимость ограничиться только теми аспектами, которые могут представлять интерес для Европейского суда по правам человека;

— невозможность обжаловать решение о неприемлемости;

— адрес, который будет указан для переписки с Европейским судом по правам человека;

— и некоторые другие аспекты.

Составление  жалобы.

После того как адвокат выяснит все фактические обстоятельства дела, проверит соблюдение условий приемлемости, соберет доказательства, которые подтверждают фактические обстоятельства, и разъяснит порядок рассмотрения жалобы, предмет обращения, результаты обращения в Европейский суд по правам человека, он пишет формуляр жалобы, включающий следующие разделы:

— данные о заявителе;

— данные о представителе;

— фактические обстоятельства дела;

— описание нарушений;

— указание окончательного и остальных решений, принятых внутригосударственными органами;

— указание на обращение в другие международные инстанции;

— предмет нарушения;

— список приложений.

Для проверки исчерпанности внутригосударственных средств защиты в формуляре поставлено три вопроса:

— окончательное судебное решение, как правило, кассационное определение;

— список других решений, принятых по делу;

— существуют ли еще какие-либо средства правовой защиты, к которым мог прибегнуть заявитель:

а) заявитель имеет право обратиться в надзорном порядке, но не намерен этого делать, так как надзорный порядок является неэффективным;

б) заявитель обратился в надзорном порядке (и уточнить, когда и в какой именно суд).

По опыту можно сказать, что период неопределенности дальнейшей судьбы жалобы составляет порядка двух-трех лет. В течение этого времени обращение адвоката и приложенные документы рассматриваются сотрудниками и судьями Европейского суда по правам человека. Заявитель и его адвокат могут узнать только их выводы.

В худшем случае заявитель получает письмо, в котором его уведомляют о решении о неприемлемости. Это решение принимается единогласно тремя судьями без указания мотивов. В письме лишь дается общая ссылка на ст. 34 — 35 Европейской конвенции по правам человека. Решение нельзя обжаловать, поэтому заявителю остается только принять его.

Коммуникация.

В лучшем случае, наступает второй этап работы с Европейским судом по правам человека — коммуникация. На этом этапе адвокат оформит некоторые формальные документы:

— доверенность представителя (если она не была оформлена ранее);

— денежные средства, выделяемые на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов.

— ответить на вопрос суда о предпочтениях относительно устного или письменного порядка рассмотрения жалобы.

Если заявитель не может оплатить услуги адвоката, он может обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой о предоставлении денежных средств, выделяемых на оплату услуг адвоката на подготовку письменных документов.

Денежные средства предоставляются непосредственно юристу, поэтому заявителю в запросе следует указать, кто именно будет представлять его интересы.  Адвокат получает перевод на определенную судом сумму на свой банковский счет в течение двух-трех месяцев. Суд всегда в своих письмах инструктирует заявителей и их адвокатов о том, когда, что и как нужно сделать, поэтому важно следовать этим инструкциям. В этот же период адвокат получает запрос Европейского суда по правам человека относительно того, какой порядок слушаний предпочтет заявитель. Если заявитель хотел бы, чтобы его дело рассматривалось в устном слушании, то он должен об этом сообщить суду, указав причины своего выбора. В любом случае, даже если обе стороны — адвокат заявителя и Правительство — предпочтут устное слушание, суд будет решать этот вопрос по своему усмотрению. Общим порядком является письменное рассмотрение дел, устное — исключение. К тому времени как адвокат оформит все предыдущие процедурные бумаги, суд вышлет меморандум Правительства, ответы Правительства на те вопросы, которые поставил суд, а также укажет дату представления меморандума.

Меморандум может включать следующие разделы:

— «процедурный» (с указанием, когда жалоба была зарегистрирована, когда коммуницирована, когда был получен ответ Правительства);

— описание фактов (этот раздел факультативный: если заявитель и его адвокат согласны с изложением фактов, подготовленных судом, их можно не повторять, если адвокат полагает, что факты изложены с искажениями, то их можно описать еще раз, уточнив искаженные моменты);

— ответы на вопросы;

— предмет обращения (еще раз указать, какие права адвокат считает нарушенными).

Если у суда не возникнет дополнительных вопросов к адвокату или Правительству, то в среднем через год после представления меморандумов адвокат может получить решение по вопросу приемлемости. Решение выносится на одном из официальных языков Совета Европы — на английском или французском языке. Решения по российским делам, как правило, выносятся на английском языке. Это решение будет выслано адвокату по почте. Решение по вопросу приемлемости также будет размещено на сайте Европейского суда по правам человека, оно размещается в Интернете через три недели после принятия, поэтому заявитель может получить текст решения раньше, чем оно появится на сайте. Если в решении жалоба объявлена неприемлемой, то на этом рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека заканчивается. Адвокат не имеет возможности обжаловать это решение

Коммуникация перед решением по существу.

Если жалоба объявлена приемлемой, то для заявителя и его адвоката наступает третий этап работы с Европейским судом по правам человека. Дополнительные возражения и документы, которые стороны считают необходимым представить, должны быть представлены к одной и той же дате, указанной в письме к обеим сторонам. В этом письме также указывается, что срок представления дополнительных возражений и документов не может быть перенесен на более поздний. На этой стадии все документы должны представляться на одном из официальных языков Совета Европы.

Только на этом этапе представляются в Европейский суд по правам человека требования заявителя по справедливой компенсации:

— моральный вред;

— материальный вред;

— юридические издержки.

Обычно суд присуждает компенсацию именно морального вреда, что объясняется содержанием обжалуемых прав в Европейский суд по правам человека. По российским делам суммы компенсации морального вреда составляют от 500 до 5000 евро. В среднем сумма справедливой компенсации составляет 2000 — 3000 евро. Но есть исключения. Определяя размер справедливой компенсации, нужно адекватно оценивать ущерб нанесенный нарушением.

Размер материального вреда необходимо подтверждать документально. Юридические издержки могут включать суммы гонораров адвокатов по ведению дела в Европейском суде по правам человека, стоимость почтовых расходов. Адвокат предупредит о том, что все вышеназванные расходы должны быть подтверждены документально.

Документы, касающиеся размера юридических издержек, должны быть также представлены в сроки, указанные судом.

Устное слушание.

Все жалобы рассматриваются в письменном порядке, но в некоторых случаях может быть назначено устное слушание. Устное слушание может быть назначено раздельно или все вопросы будут рассматриваться в одном слушании. Сторонам сообщают о назначении устного слушания за два месяца до слушания. Дата устного слушания может меняться, о чем заявитель или его адвокат будет извещен.

Если суд принял решение провести устное слушание, то в адрес заявителя или его адвоката будет направлено письмо, в котором будет назначена дата устного слушания и поставлены вопросы сторонам к устному слушанию.

В устном слушании могут участвовать адвокат заявителя и сам заявитель. Если кто-то из адвокатов не был формально заявлен как представитель на ранних стадиях рассмотрения дела, то следует направить доверенность.

Денежные средства могут быть выделены только одному адвокату, они выделяются только после слушания, с учетом фактического присутствия адвоката и заявителя.

Выступление происходит на английском или французском языке, в очень редких случаях адвокату может быть позволено выступить на родном языке.

 Постановления Европейского суда по правам человека выносится в течение года с момента вынесения решения по вопросу о приемлемости и включает в себя:

— перечисление состава Палаты, рассматривающей дело;

— имя заявителя, его представителя(лей), представителя государства-ответчика;

— процедуру рассмотрения жалобы в Европейском суде по правам человека;

— описание фактов;

— ссылку на внутреннее применимое законодательство государства-ответчика;

— предмет обращения заявителя;

— вопросы права, которые, как правило, разделены в соответствии с обжалуемыми статьями, где указываются позиции сторон и выводы суда;

— резолютивная часть: перечисляются выводы суда, а также указывается размер справедливой компенсации и юридических издержек, которые присуждены.

В соответствии с Европейской конвенцией по правам человека решения Европейского суда обязательны для исполнения. Справедливая компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Оставьте ответ